Харьковский АвтоКлуб
 
  О клубе Форум Общение Полезное   Главная Карта Контакт  
Текущее время: Сб апр 27, 2024 2:20 pm

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ИТОГИ GPS-OffRoad ориентирования в Днепре позавчера :)
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 1:36 pm 
Не в сети
Абориген форума!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 12:07 am
Сообщения: 2201
Откуда: Поселение НЕ Жуковского "ХАИ"
Авто: <не указано>
Для тех кто запамятовал :-) напомню, что 14-15 октября 2006 года в Днепропетровской области в районе с.Попасное с успехом завершилось одно из первых (подобного масштаба) GPS-OffRoad ориентирования организованное отличными :308: людьми из Днепропетровского 4х4 OffRoad клуба.
На площади в 225 кв.километров в течении 8 часов 15 экипажей искали 52 GPS-точки, которые веселые и добрые организаторы растыкали в самых гиблых "хомырях" :shock: :D
У нас, как обычно, все срослось в последний момент. :D
В пятницу 13-го, мы имели УАЗ Капы в России, УАЗ Гены без фар, УАЗ Транзита где-то на трассе Е-95, Дизилей выпивающих в теплой кампании бездорожников в лагере под Попасным (кста, до 5 утра они дергали друг друга из грязевого брода, находившегося неподалеку) и меня - незнающего поеду я или нет :shock:
В итоге выехали все в разное время, но "встреча на Эльбе" произошла на заправке перед Перещепино, где Родион заклеивал щели в УАЗке скотчем, GAZ 69 командовал т.е просто стоял с решительным и независимым видом, а Андрей Капа натягивал ремень привода насоса гидрача, без которого его здоровенные колесья почему-то не поворачиваются :-). Больше всех нашей встрече "радовался" оператор АЗС т.к. УАЗы и Нива перекрыли все подступы к бензоколонкам :twisted: .
В обсчем к 7.00 прибыли мы в лагерь, (по пути зацепив Фолькса Жука из Днепра) а там уже варили какой-то супчик, ковырялись в машинах и просто слонялись люди, среди которых было много знакомых харьковчан Рома (Дикая Витара), Рома (Вездеход), дуэт "Браты Луазоводы" и днепропетровчан знакомых по Немирову.
В 8.00 Макс - стоя на капоте собственного двухэтажного Мицыка, в мегафон начал брифинг: Прохождение точек вольное. Машинам без лебедок, гудричей и прочих оффроадных прибамбасов к точкам стоимостью выше 4 баллов ехать не рекомендовалось, естественно счастливым обладателям вышеперечисленных девайсов подобных рекомендаций не давали. Экипажам не имеющим GPS предоставили штурманов с приборами. Нашего 2-го штурмана звали Роман и только благодаря ему мы не заблудились и нашли 31 точку из которых смогли взять только 26 т.к... (чуть позже об этом). Взятой считалась точка к которой машина подъезжала на расстояние длинны кого-то из членов экипажа, факт присутствия на точке фиксировался на фото. Среди всего прочего было сказано, шо стартовавшей является только та машина, которая передет грязевой брод ;-), как же мне не хотелось ехать в этот брод, тем более, что в Харькове я не переобулся в грязевую резину :-( !
Изображение
Естественно, что многие GPS-точки находились в еще более жопных и засадных местах, но как-то сразу, на старте, без всякой пользы :-) , застрять не хотелось.
Коротче, брод мы преодолели без посторонней помощи и начали соревнования в 10.00, т.е четко по графику.
Согласно командной тактике Капа, Gaz 69 и хлопцы на УАЗе TRANZITA поехаль штурмовать точки братвой, а Дизель и я по одиночке т.к. машины разные и цели тоже разные.
Первую точку взяли все, она была на видном месте сразу за бродом, вторая и третья точки находились где-то в посадке, ближе чем на 70 метров мы приблизится не смогли по этому плюнули на это дело и поехали к следующей точке, она (точка) порадовала - что бы к ней попасть, ради 2 балов надо было мосты вывесить практически под прямым углом друг к другу :shock:. Решили ехать дальше, настроение понизилось. Потом взяли подряд порядка 10-точек и жизнь стала налаживаться. Опять облом, точка требует спустится в очень крутой овраг, вероятность выезда без посторонней помощи - 0, вероятность появления кого-то - 0, стоимость 1 балл, нафиг! едем дальше. Берем еще 7 точек и рискуем взять 5-ти бальную точку, точку взяли и застряли :-( ,Изображение
но т.к. точка была дорогая вероятность появления кого-то с лебедой была высока и приехавший Кукурузер нас вытащил.
Одна из точек находилась в очень укромном месте на живописном берегу не менее красивой речки, про это место и местные-то не все знают, а тут прикинте как удивились уединившаяся парочка, когда увидела прущую с горы слегка заляпанную грязью Ниву с харьковскими номерами из которой вышли люди зачем-то сфотографировались с разрушенной стеной и уехали. В общем кайф мы им слегка испортили :oops: Вот! Остальные точки взяли без приключений.
На 8-ми бальные точки не ездили (забоялись :oops: ) про них Гена, Дизеля или Родион расскажут. А, порадовал ГАЗ-66, который без карты, GPSа, штурмана, но с очень веселыми пилотами :70: выскочил на нас из посадки, с болтающейся разбитой фарой, погнутым дымоходом, ободраный, но не побежденный - попер куда-то в поля :D :shock:.
По приезду в лагерь естественно начали делится впечатлениями, сливать организаторам фотки "цифр" и телефонов. Организаторы наварили вкуснячего кулеша, приехавшие в субботу утром начали ставить палатки, я палатку ставить не стал, а уехал в Харьков и в 23.00 был дома.

И теперь самое главное, результаты - их знаю не все т.к. уехал раньше :lol:
1 место - Рома (Дикая Витара)
3 место - Андрей Капа
6 место - Дизеля
12 место - я.

Такие вот дела! :D

_________________
NIVA-2121 RED KUKURUZER
Уехала в Канив нафсегда!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 2:57 pm 
Не в сети
хлебобулочное изделие
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 24, 2005 2:08 pm
Сообщения: 10895
Откуда: ул. Х. Дивизий
Авто: Lanos 1.5 SE (Харьков), Trailblazer 2.8 diesel (Петербург)
Ух, как здорово было! Спасибо, что написал так подробно. :D :D :D Поздравляю с отличными результатами!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 3:08 pm 
Не в сети
Со стажем

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 4:06 pm
Сообщения: 73
Откуда: Харьков
Фото с сайта оргов
http://club4x4.org.ua/russian/club_frame.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 3:15 pm 
Не в сети
Таки Профи

Зарегистрирован: Пт янв 13, 2006 10:49 am
Сообщения: 345
Откуда: Харьков, кинотеатр "Салют"
Авто: Mercury Sable V6 3,8, Isuzu Trooper в процессе постройки
Поздравляю с приятно проведенными выходными и хорошими результатами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 3:35 pm 
Не в сети
Пан Директор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 25, 2006 9:42 pm
Сообщения: 2149
Опишу свои впечетления о ориентировании.
Для начала - сборы в пятницу. :lol: Все было просто великолепно примерно до 18-00 часов, когда Капа решил поехать в Россию и забрать УАЗ ! :shock: Естественно я не собирался отговаривать его от этого своевременного поступка :lol: , но для этого пришлось с ним отправлять Родиона. Короче уехали они в 20-00, вернулись в 2-00.
К тому времени выяснилось, что механик Егор ужо напился и выпал в осадок. Штурмана у Капы не было, но он вызванил какого-то знакомого в Днепропетровске :!: и тот согласился ехать. Одним словом около 3-00 часов ночи мы выехали из города. :D
Дорога прошла без проблем, ехали не спеша, болтали по рациям, часто останавливались по разным причинам.Добрались около 7-00 в базовый лагерь. Причем интересно добрались, не по трекам доезда, а на глаз, третьей неотмеченной дорогой. :lol:
В лагере происходил легкий хаос, все было покрыто инеем, везде стояли грязные машины и помятые люди.
Пока Родион, собрав штурманов нашей Команды, что-то выяснял и рассказывал, я выгружал ненужные вещи из черного УАЗа. Их оказалось куча диаметром 2 метра и высотой метр.
Легче сказать чего не оказалось: балонного ключа, скотча, лебедки и питьевой воды. :lol:
По организации старта: я особо не вникал в организацию, но отсутствие бортовых номеров на автомобили участников и доски официальной информации немного смутило. ;-)
Родионом, как Спортивным директором, было принято решение объеденить экипажи наш, Капы и Транзитиков в одну свору и ломить коллегиально. :D Что и было сделано. Виктор и Дизель уехали сами.
По поводу трассы: трасса прикольная. :D Точки спрятаны с достаточно вдумчиво и интересно. Причем можно было взять все, но на это требовалось разное время, а дальше думай... :lol:
Что пришлось по душе - доезд до точки проходил чисто в ралли-рейдовом режиме! :D Летели, как лоси по кукурузе.
Оказалось не по душе - взятие точек в лесу. :-? Может я не умею, может лес корявый, но таких разрушений кузов моего УАЗа за 4 года ралли-рейдов не получал, как за эти полдня.
Ребята-Транзитики проявили себя хорошо, смело боролись за каждую точку, думаю, из них получится отличный экипаж. ;-)
Сколько точек взяли и каких не помню. Это у Родиона надо спросить. :D
Само награждение прошло слегка скомкано, т.к. долго считали результаты. Думаю, в будущем, надо запретить фотографирование точек телефонами, т.к. там сам черт ногу сломит, а подключится к буке не всегда возможно. :-?

Впечетление от трассы - "Отлично", впечатление от организации - "Удовлетворительно". Ребята молодцы, слет удался. :D

В общем это ориентирование можно оценить для Команды на отметку "хорошо". Реально могли биться за призовые места.
Капа занял третье место, отстав от Николая на 1 очко. Транзитики, 4 место, отстали от Капы на 1 минуту. Дизель занял 6-е место, потеряв много времени на броде, в котором засел. Я и Виктор старались беречь машины и заняли 11 и 12 места соответственно.

Дальше еще напишу мысли и соображение, но потом. ;-)

_________________
Осторожно - Харьковчане !


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 5:14 pm 
Не в сети
Абориген форума!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 12:07 am
Сообщения: 2201
Откуда: Поселение НЕ Жуковского "ХАИ"
Авто: <не указано>
GAZ 69
Цитата:
Легче сказать чего не оказалось: балонного ключа, скотча, лебедки и питьевой воды.

А сколько ты взял с собой сапогов резиновых? ;-)

_________________
NIVA-2121 RED KUKURUZER
Уехала в Канив нафсегда!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 16, 2006 10:02 pm 
Не в сети
Пан Директор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 25, 2006 9:42 pm
Сообщения: 2149
Не поверишь - один! :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:

_________________
Осторожно - Харьковчане !


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 17, 2006 12:24 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт янв 30, 2004 10:26 am
Сообщения: 5598
Откуда: Харьков
Авто: Сенс
Ну мужики, ну юмористы!!! Спасибо, порадовали!!! ;-) Ну и, конечно, мои поздравления с доездом и подиумами! ;-)

_________________
Чтобы носить очки - мало быть умным, надо ещё плохо видеть... :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт окт 26, 2006 11:19 pm 
Не в сети
Пан Директор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 25, 2006 9:42 pm
Сообщения: 2149
Вот отчет штурмана Нивы Николая. Молодец, написал зачотно. ;-)

GPS-ориентирование на джипах
или

отчет о соревнованиях чайников в ориентировании с чайниками в автоспорте,
14 октября 2006 года в окрестностях села Попасное
Может все это покажется вам слишком подробным и длинным, но я надеюсь, вдруг между строк вам попадется что-то полезное или смешное.
Часть фотографий, использованных в данной статье взята с сайта Клуба 4х4, с любезного разрешения организаторов соревнований.


Так же, как каждый год, совершенно внезапно для коммунальных служб, в наш город приходит зима, так и меня, "совершенно случайно" пригласили поучаствовать в соревнованиях по GPS-ориентированию на внедорожниках. Я не буду тут рассказывать, что такое GPS и как выглядит внедорожник. Если вы этого не знаете, то какой смысл все это читать дальше?

Сомневался я недолго. GPS-приемники у меня давно и, как мне кажется, я умею ими пользоваться. Правда, я никогда не ездил на джипах, да и на обычных автомобилях был всегда только пассажиром. Но меня пригласили штурманом, и баранку мне крутить не придется. А вот, что придется, было пока не ясно. Но я все равно согласился.

Так что это такое, автомобильное GPS-ориентирование?
Ралли и трофи я видел по телевизору. Трофи, как мне кажется, это просто полоса препятствий для автомобилей и их водителей. Тут требуется мощный двигатель, широкие колеса, чтобы не завязнуть в песке или болоте, шноркель, чтобы нырять в броды по крышу и лебедка, чтобы вытаскивать застрявший джип. И главное, как говорят джипперы, это "прокладка между рулем и сидением" - тот, кто всем этим управляет. Штурман тут вообще ни к чему, поскольку вся трасса отмечена цветными ленточками. В ралли штурман есть, но что он там делает и как, для меня покрыто совершеннейшим мраком.

GPS-ориентирование я тоже видел, но пешком или на велосипедах. Там, вроде бы все просто - тебе дают координаты точек, и ты ищешь их на местности. Нажал кнопку "GoTo" и бежишь себе по стрелочке или крутишь педали. Только вот просто по стрелочке не получается. Стрелочка заводит то в непролазную чащу, то в непроходимое болото. Тут надо уметь читать карту, представлять себе, где это все находится на местности и грамотно прокладывать маршрут в обход буреломов и топей. Об ориентировании на автомобилях я в Интернете ничего не нашел, кроме робких попыток отдельных автоклубов.

Вообще-то ориентирование на автомобилях не должно сильно отличаться от ориентирования пешком. Только маршрут придется прокладывать не с учетом ног, а с учетом возможностей и проходимости джипа, чего я, честно говоря, совершенно не представляю.

К слову сказать, за пару лет использования GPS-приемника, я убедился, что большинство опытных туристов, почему-то панически их боятся. Хотя, многие из бродящих по горам Крыма и компасом-то пользоваться не всегда умеют. Несмотря на то, что GPS-приемники сейчас не продаются разве что в гастрономах и стоят вдвое дешевле хорошей палатки, пользоваться ими туристы совсем не спешат. Им кажется, что это что-то сложное, заумное и баснословно дорогое. В своих походах я показываю это "чудо враждебной техники" руководителям всех встреченных нами групп и пытаюсь объяснять, что он дает, и как им пользоваться. Как ни странно, для этого вполне достаточно 15-минутного привала.

У джипперов, я думаю, те же проблемы. Поэтому организаторы соревнований - Днепропетровский "Клуб 4х4" и пригласил в качестве штурманов опытных пешеходных и велотуристов, а фирма "Думка" позволила попользоваться GPS-приемниками тем, у кого их нет. В число "подсадных" штурманов-навигаторов попал и я.

Правила соревнований.
Правила мне понравились. На участке местности размером 10 х 15 километров, изрезанном оврагами и болотами и покрытом пятнами леса, размещено или, скорее, спрятано, более 50 контрольных пунктов (КП). Точные координаты всех КП будут загружены в навигаторы и выданы участникам за час до старта. Для того чтобы "взять" КП, нужно подъехать к нему на автомобиле и дотянуться одной рукой, или не рукой, до таблички с номером КП, а другой рукой, или чем придется, до любой части своего автомобиля. Фотографии "распятых" участников предъявляются судьям по окончании соревнований.

Все КП имеют разный вес в баллах. КП, дающее один балл, находится на открытой местности и видно издалека. Двух-трехбалльное - нужно еще найти в густом лесу, овраге или камышах. Пять баллов, по словам организаторов, можно получить на специально оборудованном автомобиле с помощью лебедки. Что нужно, на восемь баллов, даже представить себе страшно. Победителем считается экипаж, набравший за 8 часов наибольшее количество баллов. При этом совершенно не важно, какие из полусотни КП будут взяты и в каком порядке. Это мне особенно понравилось. Тут надо не просто давить на газ, а думать и думать. А думать мне всегда приятно.

Прочитав правила, я улегся на любимый диван и начал думать о том, что мне взять с собой и как я этим всем буду пользоваться.

Подготовка.
Опытные туристы знают, что поход начинается задолго до того, как ты наденешь рюкзак, и заканчивается гораздо позже, чем ты его снимешь. Опытные туристы - это не те, что умеют хорошо действовать в экстремальной обстановке. Это те, что ко всему готовятся и все продумывают заранее, и, потому, в эти самые экстремальные условия не попадают. Вернее эти условия уже не являются для них экстремальными.

Из трех имеющихся спутниковых навигаторов Magellan GPS 315, Garmin GPS 60 и JJ-Connect Navigator-100 я решил взять Магеллан, как самый проверенный в боях и походах. На всякий случай Гармин я тоже взял, но он так и провалялся три дня в рюкзаке. JJ-Connect я отдал ребятам в поход по Карпатам, чтобы не добавлять судьям хлопот с заливкой точек. Программа OziExplorer его не понимает. Для работы с ним есть специальная программа PointSend, которая дружит и с Ozi и с GoogleEarth.

Вместе с приемником я взял и его шнур для подключения к COM-порту и питания от прикуривателя. Мечта приобрести что-то для крепления Магеллана к лобовому стеклу провалилась так же, как и мечта закрепить его на руле велосипеда. И те и другие крепления для него есть, но в Америке. После заказа и пересылки они будут стоить дороже самого приемника. Все остальные варианты оказались либо слишком маленькими (для мобилок) либо слишком широкими (для КПК).

Точки мне в навигатор зальют, но, чтобы грамотно проложить маршрут, нужна хорошая карта района соревнований. Двухкилометровка Украины, загруженная в современные приемники, не выдерживает никакой критики. На ней не то, что оврагов, половины дорог и лесов нет. А у моего старенького Магеллана вообще никакие карты не предусмотрены. Но зато, я еще не разучился пользоваться обычными бумажными картами.

GPS-приемники обычно выдают координаты в градусах. На топографических картах градусы пишут только по углам, а на карту наносят километровую сетку, подписанную четырехзначными цифрами. Это расстояния от экватора и от центрального меридиана шестиградусной зоны (у нас это меридиан 33). Мало кто знает, что практически любой приемник можно так настроить, что он будет выдавать координаты в метрах этой самой километровой сетки. Тогда определить где ты находишься или найти и ввести в навигатор координаты любой точки с бумажной карты можно будет с помощью обычной линейки.

Для района соревнований я нашел у себя двухкилометровку области, старую Генштабовскую километровку 1990 года и более новую 2000 года, изданную Киевским военно-картографическим издательством. При ближайшем рассмотрении две последние оказались абсолютно идентичными. Новую просто содрали со старой ничего не меняя. Овраги и леса за это время вряд ли изменились, но как быть с проселочными дорогами, которые каждый год распахивают и прокладывают заново?

Спутниковые фотографии выкачанные с GoogleEarth мне ничего не дали. Мало того, что они тоже оказались старыми (строящейся автотрассы на них еще нет), они словно специально размытые и нечеткие. Если на фотографиях Харькова и Евпатории видно трамвайные рельсы и автомобили, то тут даже магистральные шоссе трудно найти.

Я просканировал новую километровку, увеличил до пятьсотметровки и напечатал на принтере с помощью программы OziExplorer. Эта программа не только позволяет напечатать не всю карту, а любой выделенный фрагмент в любом заданном масштабе, но и наносит оцифровку на километровую сетку и делит карту на листы, учитывая особенности принтера. Остается только отрезать фоторезаком белые полосы и склеить скотчем.



Сканнер у меня хороший - Epson 2450. Он толстый и тяжелый, но зато хорошо сканирует пожеванные листы. Более новые сканнеры делают более тонкими. Лучи света у них идут под острым углом, и любая помятость карты превращается в черную полосу. Кроме этого я специально вырезал по размеру сканнера толстенное 4 миллиметровое стекло и придавливаю карту им, а не крышкой сканнера.

Карта получилась большая. В кабине с такой не развернешься. Тогда я немного повернул ее, отрезал лишнее и она поместилась на 3 обычных листа, сложенных гармошкой. Осталось последнее сомнение - успею ли я перенести с GPS полсотни точек, нарисовать их на карте и нигде не ошибиться. И тут меня осенило. У меня же есть палмик!

Подержанный Palm m515, купленный на барахолке за 300 гривен, несмотря на всего 16 метров памяти и 33 мегагерца процессора, показывает карты не намного хуже своих современных собратьев. И программы для этого есть. Я долго не искал, а взял то, что первое попалось - PathAway GPS 4. С третьей попытки удалось привязать и загрузить в Palm карту района и, на всякий случай, спутниковую фотографию. Аккумулятора палма хватает часов на 6, но с помощью USB-кабеля и адаптера "USB-прикуриватель" проблема была решена. Осталось подключить к палмику GPS.

Для подключения Магеллана требуется переходник - разъем для СОМ-порта, разъем для палмика (Palm Universal Connector) и кусочек провода. Порт и провод у меня нашлись в барахле. Разъем для палма можно купить в Киеве и опять же в Америке. Мне повезло. Я купил его в Днепре. Когда я его увидел, то понял, почему хозяин так легко с ним расстался. 16 микроскопических контактов в корпусе размером с ириску "Кис-Кис", куда нужно втиснуть еще 4 перемычки и резистор на 100 килоом. Три дня я искал разъем и еще три дня того, кто мне его спаяет. Потом плюнул - вооружившись лупой и очками, спаял сам. Как ни странно все сразу заработало. Палмик уверенно грузил и выгружал точки из GPS, а когда их выносили на балкон, показывал крестиком положение моего балкона в мировом пространстве.

Все! Осталось покидать в рюкзак палатку, спальник, тушенку и все остальное, что у меня всегда наготове.

Перед стартом.
Все утро пятницы я ждал телефонного звонка. Наконец около 11-ти мне позвонил Саша Коковихин и сообщил, что уже, наконец, едет. Добрались мы без приключений. Организаторы отправились проверять КП, а мы еще с одним предполагаемым штурманом из Донецка старательно вырезали наклейки с эмблемой соревнований.

Около шести вечера мы, наконец, поставили палатку и дорезали наклейки. Не успели мы немного перекусить, как начали прибывать участники. Первой приехала симпатичная и очень компанейская семейка Дизелей из Харькова, по дороге потерявшая своих земляков. Затем появилась команда Перещепино - Нива, УАЗ и здоровенная будка ГАЗ-66. Высыпавшие из машин ребята первым делом открыли двери ГАЗона и начали деловито выгружать раскладные столики, кульки с продуктами, бутылки с напитками и банки со всякими солениями. Я понял, что сильно поспешил с ужином. Отказаться было невозможно, неэтично и совершенно невыгодно в информационном смысле. Все остальные прибывающие участники присоединялись к общему столу и, потребляя в немеряных количествах привезенное с собой, обсуждали особенности предстоящих соревнований. Затем пошел вольный треп, шутки и соленые анекдоты.

Особенно мне понравилось, когда в разгар обсуждения потребления горючего на 100 км различными марками автомобилей, из темноты появился Игорь Кочет на велосипеде и заявил, что пол-литра каши ему хватило на 87 километров.

Где-то в полночь, убедившись, что почти все темы мы уже обсудили, и что в меня уже больше ничего не влезет, я уполз спать. Участники прибывали постепенно почти всю ночь, и банкет-оперативка завершился лишь к утру. Утро у меня началось с "продирания" глаз и брифинга, из которого я понял только фразу: "Всем все понятно?".

Меня определили штурманом на УАЗ из Перещепино, и пока Саша Коковихин лихорадочно тыкал в свой ноутбук провода и флешки, загружая точки в разнокалиберную технику, я пошел знакомиться с "конем". Железная кабина, как я и ожидал, оказалась не помехой. Магеллан бодро зацепил спутники и быстро определился. И тут я с ужасом обнаружил, что в уазике вообще нет прикуривателя, и питать мои "мухорайки" будет нечем. К счастью штурманом на Ниву определили моего соседа по палатке. Мы поменялись машинами, и я получил даже два прикуривателя, из которых, как оказалось, один не работал.

Почти ровно за час до старта, точки залили в приемники и КПК и мы кинулись переносить их на карту. Как оказалось, даже пользуясь километровой сеткой и специальной линейкой, нанести на карту по координатам 52 точки за час нереально. Да еще телевизионщики, увидев, что мы над чем-то колдуем за столом, прибежали с вопросами. Выяснив, где находятся основные скопления точек, мы наметили приблизительный маршрут и, понадеявшись на палмик, я бросил это почти бесполезное занятие, попытался успокоиться, расслабиться и посмотреть, что делают другие.

Водители ковырялись в машинах и прогревали моторы. Штурманы просматривали точки на экранах приемников и КПК. Хороших бумажных карт я не увидел ни у кого. Может, у кого-то они и были, но лучшее, что я видел - ксерокопия кусочка двухкилометровки Днепропетровской области.

Наконец мы расселись по машинам. Я подключил свое оборудование и посмотрел на водителя. В его глазах я увидел глубокое сомнение в том, что эта гирлянда проводов и коробочек хоть куда-то нас приведет.

Старт - финиш.
К десяти утра все машины собрались перед небольшим болотцем, выстроившись в несколько рядов. Впереди на бугре уже маячит на дереве белый прямоугольник самой близкой к старту точки под номером 26-1Б. По сигналу главного судьи все машины дружно плюхнулись в болото. Застрявших, кажется, не было. Многие уже потренировались в этом деле минувшей ночью.

Возле точки 26 выстраивается очередь. Получив свой первый балл, машины бросаются врассыпную. Мы поехали на восток, наметив в качестве первой цели скопление точек в районе Ивано-Михайловки, куда заблаговременно отправили спасательно-вытаскивательный ГАЗ-66. По дороге мы "взяли" несколько лесных, двухбалльных точек, где я применил свою проверенную, но совсем не секретную тактику.

Мы двигались вдоль леса, и когда до точки оставалось метров 50, а направление на нее составляло 90 градусов к нашему курсу, я выскакивал из машины и нырял в лес. При этом я пользовался не GPS-приемником, а обычным магнитным компасом. Точки находились очень быстро, а заодно и просеки, по которым к ним можно было подъехать. Потом я уже и в лес не бегал. Мы просто ехали вдоль леса и высматривали просеки, уходящие в него под нужным нам углом. Но и там магнитный компас оказался полезен. Magellan в густом лесу, хоть и не терял спутников совсем, но стрелка его компаса болталась порядочно.

Без особых приключений мы записали в свой актив точки 35, 36, 43, 61 и 41. Затем мы выбрались на хорошую грунтовку и нажали на газ. Пролетев по улицам Попасного, мы свернули на другую грунтовку и быстро поехали в сторону восьмибалльной точки 50, заодно охлаждая изрядно перегревшийся от ползания по лесам двигатель.

Я всегда был равнодушен к автомобилям, но Нива мне, почему-то, приглянулась. Она храбро бросалась вниз с крутых склонов, которые мне казались непроходимыми для машины обрывами, а потом, деловито гудя мотором, точно так же спокойно, на них взбиралась. А если нам выдавался участок проселочной дороги, Нива, словно набрав в легкие свежего воздуха, легко и свободно летела вперед, оставляя позади клубы пыли и бедный уазик со вторым экипажем нашей команды.

Когда перед очередным крутым спуском я громко ойкнул, наш водитель спросил: "Ты боишься, или волнуешься?". "Волнуюсь" - ответил я. "Ну, тогда поехали!".

Мы не были уверены, что сможем взять восьмибалльную точку, но посмотреть на нее нам было интересно. На оговоренном перед стартом месте встречи - перекрестке южнее точки 50, нашего ГАЗона не оказалось. Мало того, он вообще где-то пропал и на звонки по мобилке не отзывался. Мы не стали его ждать, а, обогнув лес, направились по заросшему высокой травой склону прямо к точке.

"Стооооп!!!" - вдруг, заорали мы все трое и ударили ногами по тому месту, где у водителя обычно располагается педаль тормоза. Еще метр и мы взяли бы точку 50, упав на нее сверху с трехметрового обрыва. Я уселся на краешке покурить и прийти в себя прямо над точкой, спрятанной на дне глубокого, узкого оврага. Рядом расположились телевизионщики, только что отснявшие на свои камеры пропихивание по оврагу Тойоты Витары. Они с интересом наблюдали за идиотом, пытающимся повторить то же самое на серийной Ниве. Нива совершенно спокойно проползла по дну оврага, сфотографировалась, и так же спокойно уползла обратно. Затем то же самое повторил перещепинский УАЗ. Но это было еще не все.

Рядом, в не менее крутом и узком овраге, располагалась трехбалльная точка 51, и ее решено было взять сверху, спустившись в овраг почти с обрыва. Нива подъехала к краю и осторожно спустила туда свои передние колеса, став почти вертикально. Затем, поддерживаемая с боков двумя членами наших экипажей, она опустилась еще на несколько метров вниз, и, ухитрившись повернуть почти на 90 градусов, подъехала к точке. "Урааа! Если мы даже не возьмем больше ни одного КП, я все равно буду доволен". Кажется, я зря это сказал. Следующая точка чуть не оказалась последней.

Точка 38 давала всего 1 балл и выглядела невзрачно. Большая ровная поляна слева от дороги, на ней дерево и табличка с номером. Только между дорогой и поляной небольшая полоса камышей с, показавшимися мне необычно глубокими, колеями от колес. Мы хорошо разогнались и, пропахав еще две свежие колеи, подъехали к дереву. Еще две колеи пропахал УАЗ. На обратном пути мы нарисовали еще два следа от колес, а водитель УАЗа решил сэкономить. На этом и влип. Причем влип реально и конкретно.

Попытки выбраться из болота привели к тому, что УАЗ окончательно уселся на брюхо и свесил лапки в далеко не целебную грязь. Вытягивать УАЗ Нивой мы даже не пытались, тем более, что ее сцепление уже давно просило нас полежать под машиной с гаечным ключом. Водители проезжавшего мимо Жука смогли нам только посочувствовать. На телефонный звонок, наконец, откликнулся экипаж спасательного ГАЗа, но, услышав их невнятное бормотание, мы поняли, что сегодня они уже никуда не приедут.

С моим предложением разделиться и продолжить гонку Перещепинцы не согласились и отправили Ниву за подмогой. Буквально через несколько минут появился УАЗ харьковчан, которые уже были на этой точке, но безо всяких колебаний согласились помочь. Из багажника Нивы был извлечен буксировочный трос, который по виду и состоянию больше напоминал пеньковый канат испанского галеона времен Колумба.

При попытке вытянуть машину на дорогу, канат благополучно порвался, а машина даже не шелохнулась. Нива снова умчалась, за тем, что тросом назвать не стыдно, а харьковчане, рискуя засесть радом на точке, которую они уже взяли, снова пересекли болото. С помощью уже настоящего троса, они выдернули наш УАЗ из болота на поляну, благополучно вернулись обратно и умчались, пожелав нам счастливого пути.

Мы замерли на краю дороги, затаив дыхание: "Неужели снова засядет?". Нет. Выбрав еще нераспаханный участок, УАЗ чвякнул болотной грязью и вылетел на дорогу. Мы снова на свободе! Но целый час времени потерян. Надо наверстывать упущенное, и мы снова помчались вперед.

Двигатель Нивы успел остыть, отрегулированное сцепление нас уже не беспокоило. Как мне показалось, мы легко и непринужденно находили и брали все последующие точки. Нива отважно валила деревья на радость телевизионщикам, танцевала в густом лесу замысловатые па, на полной скорости пролетала через территории каких-то ферм и гаражей на виду у застывших с отпавшими челюстями механизаторов. Я уже потерял счет точкам и баллам и только успевал: "прямо", "левее", "просека", "стоп", магеллан на пол, палм туда же, фотоаппарат, выпрыгиваем, снимаем, запрыгиваем, фотик нафиг, магеллан в правую, палм в левую, точка номер, "азимут", "прямо"…

Еще одно скопление точек у нас в фотоаппарате. Впереди восьмибалльная точка 14. Чем черт не шутит? Может, и ее возьмем? Нет. Черт шутит. Лебедок и шноркелей у нас нет, резина обычная, двигатель тоже. Посмотрев сверху на плещущихся в тихой заводи водителей со своими автомобилями, а также на очередь желающих искупаться, мы без сожаления едем дальше. Точка 5, 20, 28, напротив рукой подать, но за канавой, 32. Не будем мучаться - объедем. Берем 32 с другой стороны, по дороге прихватываем 8 и 31. Все. На север несколько разрозненных однобалльных точек, на юго-восток группа пятибалльных. Не рискуем, объезжаем болото по дамбе и двигаем по хорошей грунтовке через Ивано-Михайловку. По дороге останавливаемся у магазина - мне пиво, водителю чипсы. Вперед!

Сглупили. На карте пионерлагерь, за ним дорога. Тупик, ворота закрыты, сторож утверждает, что никакой дороги нет. Он по-своему прав, а я мог бы это предвидеть. Возвращаемся, берем правее над полем. На карте дорога через лес. Есть такая, но по ней давно никто не ездил, вся заросла мелколесьем. Водители сомневаются, я убеждаю. Рубимся вперед через заросли. Уфф! Проскочили и срезали изрядный кусок.

Контрольное время неумолимо приближается. Мы спешим. Узкая длинная просека, точка 11. Выпрыгиваю из машины, цепляюсь за провода, падаю через голову, за мной из машины летит все мое оборудование. Фиксируем точку. Сажусь, отъезжаем, освобождая место УАЗу. Проверяю, как ни странно все работает, только экран плохо видно. Ага! Нет очков. Бегом возвращаюсь к месту падения. Очков нигде нет, месиво, еще две машины проехали. Фиг с ними. Едем дальше.

Точка 7 - берем с ходу. Точка 4 в камышах по уши в воде - пропускаем. Точка 3 берем. Поднимаемся по склону оврага. Высокая трава, в траве канавы и ямы. Швыряет как в шторм, но мы упрямо лезем вверх и вперед. Наверху за посадкой хорошая дорога в нужном нам направлении. Ждем уазик. Уазика нет. Звоним. УАЗ опять сел. Блииин! Возвращаемся.

УАЗ съехал боком в канаву и пришпилил себя, как бабочку, засадив дерево между бампером и капотом. Ни туда, ни сюда. Цепляем остатками каната за бампер и тянем вбок. Остальные висят на дереве, отклоняя его в другую сторону. Отцепились, но правое переднее колесо заклинило, и оно не вращается. С отключенным передним приводом вроде едет, но сложные точки уазику уже не светят. Еле вылезли на дорогу.

Впереди по дороге две легкие точки. Решили взять и возвращаться. 24-ю берем легко. 33-я на берегу Самары, нарисована на развалинах какой-то стены, но подъехать невозможно. Справа отдыхающие уже успели поставить палатку и жарят шашлыки. Слева узкая, глубокая канава. Видя наши погрустневшие лица, отдыхающие делятся напиленными дровами. Выкладываем из поленцев шаткий мостик и пускаем по нему Ниву. Уазик не рискнул.

Смотрим карту и наши записи. Точек набрали много. Последнее место нам уже не светит. Решаем не рисковать. Не хватало нам еще раз засесть на пятибалльной точке и потерять все. Едем на финиш. По пути есть еще две точки. Если не сложные - берем. Если сложные - рисковать не будем..

Подъезжаем к точке 1. Перед точкой нас нагло обгоняет Тойота и возле самого КП садится бампером в канаву, закрывая проезд. Ждем. Экипаж орудует домкратом. Безуспешно. Предлагаем собраться всем и просто поднять машину за бампер. Народу много, дури тоже. Отказываются. Жалко, но времени нет. Возвращаемся на дорогу и жмем, сколько духу есть, на финиш.

Выбираемся на шоссе. Евецко-Николаевка, Ивано-Михайловка, Попасное, знакомый поворот. Есть еще минут 20. В лесу за лагерем еще несколько точек. Возьмем сколько успеем. Просека, точка, поворот, просека, точка, просека. Все! Осталось 8 минут.

Летим по грунтовке к финишу. Показываю пальцем дорогу, перещепинцы заезжали в лагерь с другой стороны. Машину резко швыряет. Один раз, другой, третий… Мат водителя в адрес штурмана. Чуть не перевернулись, а ведь я помнил, что в конце дороги были поперечные канавы. Еще метров 100 и финиш.

Останавливаемся, Саша Коковихин фиксирует время. Уложились. Сгребаю в кучу ворох проводов и приборов, иду к костру. Ноги не гнутся, сил нет, голова какая-то совершенно пустая. Вываливаю на коврик весь свой навигационный арсенал. В левой руке обнаруживаю бутыль пива. Тоже "Арсенал"! Прикольно. Кладу рядом, фотографирую. Все вокруг бегают, что-то кричат. Я машинально допиваю пиво и пытаюсь прийти в себя.

После финиша.
Кто-то предлагает кашу. Съедаю почти на автопилоте, но помню, что каша вкусная. Добавляю какой-то бутерброд, чашку кофе, и только теперь начинаю частично воспринимать происходящее.

Вокруг все делятся впечатлениями, но доходят только отдельные фразы. Водители обсуждают достоинства и недостатки автомобилей, лебедок и другого оборудования, рассказывают, кто и как брал разные точки, как хорош новый бампер, как поломали полуось, и еще какие-то траки или трапы, которые у кого-то были, а у кого-то нет.

Замечаю, что далеко не всем водителям соревнования понравились. Многим больше по душе трофи, где все ясно и понятно, где все решает мощность мотора и мастерство водителя, а не непонятная коробка со стрелочкой. Особенно сильно ругают несоответствие баллов, силам, потраченным на подъезд к точке. Хотя, мне кажется, в баллы входила еще и сложность ее нахождения. Но много было и тех, кто получил от гонки истинное удовольствие. Штурманы, особенно "подсадные", в основном, довольны, несмотря на то, что гармины теряли спутники, а у КПК сели аккумуляторы.

Возвращаются перещепинцы, вытащив из болота злополучный газон, и дружно наваливаются на мясо и водку. Наконец, уже в полной темноте, всех зовут к командирской машине для объявления результатов.

Третье место занял, вытащивший нас УАЗ, упакованный, оснащенный и оборудованный, на мой взгляд, как на "Париж-Даккар". Отлично! Молодцы ребята!

Второе место… Я не верю своим ушам - наша Нива. Я очень старался и надеялся, что в десятку мы обязательно войдем, но второе место?! Ребятам вручают кубок, а я стою, как дурак, в стороне, будто меня там не было. Наконец, про меня вспоминают и зовут хлебнуть шампанского из победного трофея.

Первое место - Судзуки Витара. Опытный экипаж, хороший штурман и машина под стать. Маленькую и ладную машинку сделали япошки. Но и их скосила гигантомания. Видел на сайте более новые модели - сарай на колесах. Не по бездорожью ездить, а перед знакомыми выпендриваться. Но это мое мнение.

Жука тоже не забыли - вручили приз "За волю к победе". Хотя разве можно его забыть? В жизни не видел ничего более симпатичного.

Праздник окончен. Все постепенно разъезжаются по домам. Остаются мнения и впечатления, рождаются планы и мечты.

Если бы …
Если бы мы не посадили уазик на целый час в болото и не превратили его в "недополноприводный", то взяли бы еще десяток точек и вполне могли претендовать на первое место. Но в соревнованиях "если" не бывает. Если бы мы не сели там, то сели бы в другом месте. Каждый получил то, что заслужил.

Мне очень понравилось то, как организаторы соревнований выдержали баланс между преодолением препятствий и спортивным ориентированием. Все-таки это было ориентирование на автомобилях, а не гонки на внедорожниках с GPS-приемниками. Потому и победил автомобиль, где был хороший штурман и хороший водитель. И сложность точек была подобрана хорошо. А то, что водители нашли свои способы и преодолели их легче, чем рассчитывалось, так на то и водительская смекалка.

Мне бы этого очень не хотелось, но я уверен, что на следующих соревнованиях точек будет меньше, а сложность подъезда к ним выше. Результат будет меньше зависеть от штурмана, а на серийной машине там вообще будет нечего ловить, если организаторы не догадаются сделать, как на ралли, отдельный зачет для серийных машин и прототипов. Соревнования станут более зрелищными и, в конце концов, рискуют скатиться к разновидности трофи со свободным порядком прохождения этапов. Хорошо если я ошибаюсь.

Симбиоз GPS-приемника и КПК мне показался очень удачным. Векторные карты, загружаемые в приемники, в силу своей примитивности, показались мне совершенно бесполезными. Хороших векторных карт районов соревнований, скорее всего, не удастся найти и впредь. Поэтому придется использовать наладонники, планшетные ПК или ноутбуки и программы, работающие с растровыми (отсканированными бумажными) картами. Для ПК обязательно крепление к торпеде или лобовому стеклу и питание от прикуривателя, который в машине обязательно должен быть, и, желательно, не один.

Основной недостаток КПК - из-за малого размера экрана очень сложно осмотреть весь район соревнований и общее размещение точек. Возможно, стоит, даже имея КПК, взять с собой ноутбук, чтобы перед стартом наметить общий маршрут и выработать стратегию. Потом его можно оставить в лагере или взять с собой и включать при необходимости.

В движущемся по бездорожью автомобиле очень сложно переключать на КПК навигационные экраны и выбирать очередную точку. Как мне показалось, имеет смысл установить на нем режим просмотра карты и отслеживать свое положение и размещение близлежащих точек, а для определения направления и расстояния использовать отдельный, автономный GPS-приемник в режиме компаса. Им удобно манипулировать одной рукой и можно использовать для ближнего поиска, покинув на время автомобиль. В таком случае КПК лучше иметь со встроенным или отдельным, подключаемым GPS. Тогда с автономным можно будет выскакивать из автомобиля не дергая никаких проводов.

Возможно, у других участников было совсем другое оборудование, и они использовали его по-своему. Возможно, я что-то напутал с порядком и номерами точек, которые мы проходили, и уж точно что-то напутал с автомобилями, их экипажами и особенно с автомобильным оборудованием и оснащением. Но я же сказал, что мы все чайники - каждый в своем. Это первые соревнования и в них каждый чему-то научился. В тайне надеюсь, что они для меня не последние.

Дмитрий Калинин
он же Паганель
штурман Нивы из Перещепино
HL-laboratory
http://www.hllab.dp.ua


--------------------------------------------------------------------------------

_________________
Осторожно - Харьковчане !


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 27, 2006 8:19 am 
Не в сети
Абориген форума!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 12:07 am
Сообщения: 2201
Откуда: Поселение НЕ Жуковского "ХАИ"
Авто: <не указано>
НУ и нафига такой здоровенный пост выкладывать? :-?
Кинул бы ссылку http://www.club4x4.org.ua/russian/report.htm, там истчо 4 отчета есть ;-)

_________________
NIVA-2121 RED KUKURUZER
Уехала в Канив нафсегда!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
 
О клубе | Форум | Общение | Полезное | Шинный калькулятор | Разместить кнопку на нас
©2005-2015 www.autoclub.kharkov.ua
Перепечатка материалов с сайта без письменного согласования с администрацией запрещена.
дизайн OLYMP Solutions