Харьковский АвтоКлуб
 
  О клубе Форум Общение Полезное   Главная Карта Контакт  
Текущее время: Сб апр 27, 2024 10:19 am

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 16.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:09 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
Вашему вниманию предлагается увлекательнейшая, увеселительная, умопомрачительная, восхитительная, образовательная поездка в город-герой Запорожье :D :Yahoo!: :Yahoo!:

В ходе поездки планируется посещение следующих исторических памятников и незабываемых мест: :8D_read:
1. ДнепроГЭС.
2. Остров Хортица (национальный заповедник).
3. Историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь".
4. Музей Запорожского козачества.
5. Мост им. Преображенского.
6. Музей старинной автомобильной и военной техники.
7. Музей истории оружия.
8. Музей-заповедник "Усадьба Попова"
9. "Скіфський Стан" (Зорова Могила).
...

А теперь поподробнее о каждом :)

1. ДнепроГЭС.

Скрытый текст (нажмите чтобы развернуть): Справка по ДнепроГЭС
Запорожье. Днепрогэс: колосс на глиняных ногах?
Символы нашей эпохи В наше время, когда говорят об украинской энергетике, вспоминают прежде всего Чернобыль. Катастрофа ядерного реактора затмила собой другой символ отечественной энергетики — Днепрогэс.

Символы нашей эпохи.

В наше время, когда говорят об украинской энергетике, вспоминают прежде всего Чернобыль. Катастрофа ядерного реактора затмила собой другой символ отечественной энергетики — Днепрогэс. Между тем в истории строительства этого первенца советской индустрии, как в капле воды, отражена история страны под названием СССР.

Сегодня Днепрогэс как объект энергетики не воспринимается всерьез. Чего стоит его мощность 650 МВт по сравнению, например, с мощностью 18200 МВт китайской ГЭС под названием «Три ущелья», которая, правда, еще только строится. Да что там современный Китай, даже построенная в США в 1936 году ГЭС под названием «Дамба Гувера» имеет мощность 2074 МВт, причем поглазеть на это индустриальное чудо высотой 221 метр каждый год приезжают около миллиона человек. А вот поехать полюбоваться на памятник первым советским пятилеткам Днепрогэс почти никого не тянет. Видимо, время его прошло безвозвратно.

«Совместно с богоотступником Кржижановским»

С проектом строительства Днепрогэса связано множество мифов и легенд. Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая &;&;, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс. Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».

Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории.

Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. Насколько можно судить, строительство в Запорожье такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля? Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП (б). Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы. Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи?» После недолгих размышлений начальник строительства Шатурской ГРЭС Александр Винтер ответил: «Нужно строить своими силами». Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами».

В знак могущества и нерушимости

Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени? И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги.

На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров. Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер.

Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями.

Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он «лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина». Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы.

Бетон месили ногами

8 марта 1927 года первые строители прибыли в город Запорожье, а через неделю на правобережной скале Любви (сейчас там расположен машинный зал ГЭС) затрепетало красное полотнище с надписью «Днепрострой начат!» И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.

В проспектах, посвященных очередному юбилею Днепрогэса, непременно отмечается, что особое внимание Винтер уделял озеленению рабочих поселков. «Главное, — говорил он, — чтобы, проходя по улице, человек отдыхал, чтобы его не мучили пыль и солнце».

В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими.

Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал.

16 апреля 1932 года был произведен пробный пуск первой турбины. Американский консультант Томпсон так рассказывал об этом событии: «Когда монтаж машин Днепрогэса был закончен и Винтер взял рубильник, чтобы своей рукой включить первый ток, я сказал ему: «Мистер Винтер, суп готов!»

Кстати, насчет супа — на приобретение турбин фирмы «Ньюпорт Хьюз» пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма. Между прочим, нигде и никогда не указывалась колоссальная стоимость этого объекта — в нынешних ценах около $200 миллиардов. На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу.

Турбины с женскими именами

В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины.

Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: «Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание. Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого».

Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. Но Днепрогэс был, конечно, не последним циклопическим сооружением, воздвигнутым на реках Украины. После смерти Сталина его планы с маниакальным упорством стал осуществлять Хрущев, стремясь даже переплюнуть вождя по количеству затопленных населенных пунктов и по площади рукотворных морей. В 1955 — 1960 годах было создано Кременчугское море. На этот проект затратили около $500 млрд., а мощность Кременчугской ГЭС оказалась всего 650 МВт. Одновременно строилась Днепродзержинская ГЭС. Ее мощность была и того меньше — 350 МВт, а стоимость примерно $250 млрд. Что касается Киевского моря, то тут соотношение стоимости и полученной на выходе энергии вообще не имеет аналогов в мире: $400 млрд. за 350 МВт.

О старике-Днепрогэсе вспомнили лишь в конце 80-х, когда его турбины начали разваливаться. Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают «Надежда», «Людмила», «Виктория» и реконструированная турбина «Валентина».


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Турбинный зал.

Изображение

Мы ждём тебя автоклубовец. Позвони мне. :D :Bravo:

Изображение

2. Остров Хортица (национальный заповедник), историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь", Музей Запорожского козачества и мост им. Преображенского.

Скрытый текст (нажмите чтобы развернуть): о.Хортица
История о. ХОРТИЦА
(географическая справка: о. Хортица – остров в нижнем течении Днепра, входящий ныне в черту г. Запорожье – прим. перевод.)

1. Остров Хортица, первые письменные свидетельства.

Первое письменное свидетельство об о. Хортица встречаем в работе византийского императора К. Багрянародного «Об управлении империей» (X ст.), где в главе 9-й описан путь «из варяг во греки», днепровские пороги; остров Хортица, который назван о. Святого Георгия (в других списках Григория).

Существует несколько версий происхождения названия о. Хортица: согласно одной — название острова происходит от названия древнеславянского бога «Хорса», согласно другой — от тюркско-половецкого «орт, орта«- средний.

2. Остров Хортица, эволюция названия.

В русских летописях остров называется Хортичем, Кортицким, Городецким, Ортинским, Инстрским островом. У Эриха Лясоты, у Боплана в «Книге большого чертежа» Хортицею и Хиртицею; у польского хроника Мартина Бельского Хорчиком; у Василия Зуева и Князя Мишецкого — Хортиц; в атласе Днепра 1786 р. адмирала Пущина — Хитрицким, у Ригельмана — Хордецким островом.

3. Остров Хортица, древнейшая история.

Первое обозначение на картах о. Хортица относится к первой половине XV столетия (1436 г. - карта венецианца А. Бианки, 1459 г. - карта испанца де Мауро).

Эпоха камня и неолита. Многолетние археологические исследования дают возможность утверждать, что территория о. Хортица и его округа были заселены еще во времена палеолита (т.е. не менее 35 тыс. лет тому назад). Следы пребывания человека этого исторического периода выявлены в балке Большая Молодняга. Отдельные находки кремниевых изделий мезолитических времен (10—8 тыс. лет тому назад) найдены в северной и восточной частях о. Хортица. До V тысечелетия до н.э. основными видами деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство.

На острове выявлено несколько мест расположения памятников днепро-донецкой культуры (ДДК) эпохи неолита (V-III до н.э.). Локальные участки культурного пласта ДДК выявлены на скале Средний Стог (нижний пласт) и в урочище «Вырва». Обитатели ДДК занимались преимущественно рыболовством и охотой, а также разводили домашних животных и знали некоторые культурные злаки.

В IV тысячелетии до н.э. на нашей территории появляются племена энеолитичной культуры – среднестоговской. На одноименном острове найдено большое количество кремниевых, каменных, костяных и роговых орудий труда. На сегодня известно несколько местонахождений и участков культурного пласта среднестоговской культуры на о. Байде, в урочищах Вырвы, Дурной Скале, Соловьиной Роще, и северной части о. Хортица. Многочисленные находки того времени были подняты со дна Старого Днепра. В 30-х годах на о. Хортица, в районе постройки лаборатории Института Электрификации и Механизации животноводства было исследованы две могилы энеолитичного времени.

4. Эпоха бронзы и железный век.

Остров Хортица расположен на перекрестке древних сухопутных и водных путей, которые начинают функционировать во времена энеолита. С севера и юга остров окружали две переправы: Крарийская и Протолчая. Хортица была местом окончания судоплавного русла Днепра и началом Днепровских порогов.

Эпоха Бронзы (2 тыс. до н.э. — 1 тыс. н.э.) становится для Хортицы временем расцвета, потому что в это время возникают многочисленные поселения, обитатели которых занимаются земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслами. На о. Байда выявлена крепость этого времени с несколькими рядами стен и рвов.

Неукрепленные поселения культур этого времени (катакомбной, культуры многопружковой керамики,срубно-сабатиновской, белозерской) четко локализованы и привязаны по обычаям к склонам балок в их устьях на берегах Днепра. Под земледельческие угодья и во время выпаса скота чаще всего использовались степные природно-территориальные комплексы (ПТК) прибалочных склонов.

В эпоху бронзы на острове Хортица было построено несколько святилищ, которые кроме поминально-обрядовых функций, возможно, использовались для простейших астрономических наблюдений.

В конце VI-V века до н.э. на острове появляются кочевые племена скифов, которые, со временем, переходят к оседлому образу жизни. Они занимались земледелием и скотоводством, обрабатывали металлы, вели торговлю с античными городами Северного Причерноморья. Кроме обеспечения своей жизнедеятельности и охраны переправ и переездов, оседлые хортицкие скифы частично обеспечивали ремесленными изделиями, продуктами земледелия и рыболовства степных кочевников. Для наблюдения и защиты переправ (с восточного берега) на скале Совутиной (северно-восточная часть острова) была сооружена крепость, на юг от которой находились неукрепленные предместья. На городище «Совутина Скала» исследованы мощные (до 6 м) оборонные сооружения, жилые и хозяйственные комплексы.

На сегодня, на Хортице известны отдельные местоположения и участки культурного пласта скифского времени, но стационарные исследования на них не проводились.

В русле Старого Днепра существовала древняя переправа возле балки Наумовой, которая, вероятно, была хорошо известна скифам.

Материалы скифского времени фиксируются как в виде собраний аморфной и лепной керамики, так и отдельными находками. Среди них следует отметить античные амфоры гераклийского, херсонеского, хиоского производства V-III века до н.э., целые формы лепных скифских посудин, бронзовые наконечники стрел VII-VI века до н.э.

На сегодня, на Хортице известны отдельные местонахождения и участки культурного пласта скифского времени, но стационарные исследования в них не проводились.

В русле Старого Днепра существовала древняя переправа возле балки Наумовой, которая, вероятно, была хорошо известна скифам. Материалы скифского времени фиксируются как в виде собраний амфорной и лепной керамики, так и отдельными находками. Среди них следует отметить античные амфоры гераклийского, херсонесского, хиосского производства V-III веков до н.э., целые формы лепной скифской посуды, бронзовые наконечники стрел VII-VI веков до н.э.

Возможно, что с переправой объединялась стоянка судов этого времени, т.к. о. Хортица был северным пунктом пребывания суден древнегреческих мореплавателей. Путь далее по реке преграждали пороги, которые делали ее несудоходной.

Погребальные памятники о. Хортица эпохи бронзы — раннего железного века представлены грунтовыми и курганными могильниками. Общее количество курганов, которые находятся в шести курганных группах, в конце XIX века составляла 129. Для грунтовых могильников характерной чертой обряда погребения является наличие разных по форме каменных заведений, типичных только для Нижнего Приднепровья.

В скифское время под земледельческие угодья и для выпаса скота использовались, как правило, прибалочные и придолинные степные склоны.

В сарматскую эпоху (II век до н.э. — III век н.э.) жизнь на Хортице затухает, количество населения ощутимо уменьшается. Памятники этого времени представлены отдельными захоронениями на острове и на прилегающей территории, а также находками монет. В 1925 году в Днепре около о. Хортица была найдена тетрадрахма царя Ефтидема Бактрийского (II-I века до н.э.). Одновременно был найден римский динарий императора Адриана.

Во II веке н.э. в Степовом Приднепровье появляются земледельческие племена, носители черняховской культуры. На острове Хортица известно несколько местонахождений памятников этого периода, например, могильник на территории современной СШ №43, культурный пласт черняховской культуры известен на о. Байда и на речке Средняя Хортица, в балке Корнейчиха.

5. Период Киевской Руси

В период Киевской Руси Хортица была важным пунктом на торговом пути из "варяг во греки". На о. Хортица выявлена целая серия памятников раннеславянского времени и несколько древнерусских поселений. Славяне занимались пахотным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, пчеловодством.

Острову Хортица отводится роль важного стратегического центра - места сбора русских дружин, которые отправлялись в походы на кочевиков, про что есть записи в летописях, датированных 1103, 1190, 1223 годами.

В районе древней переправы через Днепр, "Протолчего брода", в южной части острова в IX веке возникает наибольшее на острове торгово-ремесленное поселение славян - бродников, которое имело неукрепленный характер. Археологические исследования дают возможность утверждать, что поселение, которое А. Сокульский называет "Протолчее", датируется X - XIV вв. - оно, как и вся Хортица и восточная часть Великого Луга традиционно входило в сферу влияния кочевых племен (номадов).

В XII-XIV веках территория острова Хортица попадает под влияние и зависимость от татар и золотоордынских ханов. Позднее на Хортицком поселении строятся укрепления, что нехарактерно для золотоордынских городов и поселений. Необходимость их строительства возникает в связи с событиями 60-80 годов XIV века, когда развернулась ожесточенная борьба за престол в Орде. Первое строительство укреплений Хортицкого поселения может быть связано с периодом появления Мамая и его борьбой с последним из ханов Сарай-аль-Джедид Кильдибеком, которые имели влияние на Приднепровье и Придонье. Кильдибек вступил в борьбу с Мамаем осенью 1361 г. и погиб в бою летом 1362 г. Монета этого периода была найдена в Хортицком поселении. Местом своей ставки Мамай выбирает Шехр-аль-Джедид (Кучугурское городище) в 18 км от Хортицы. С этими событиями может быть связано уничтожение оборонных сооружений и разрушение поселения на острове Хортица.

Со временем (в 1363-1380 гг.) поселения, которые находились недалеко от большого золотоордынского города переживает развитие: возникает система хуторов и насаждений вокруг укрепленной части. Как свидетельствуют материалы раскопок, поселение было заселено преимущественно приднепровскими славянами. События 1396-1399 годов - нашествие Тимура и тотальное уничтожение городов и селений в Крыму, Южном Приднепровье - стали причиной существования Хортицкого поселения и Кучугурского городища. Позднее Кучугурское городище отстраивается повторно в северной части Кучугур. По материалам разведок В.Довженко на Кучугурах локализованы 2 города. Один из них (ставка Мамая) на карте Черного моря из портолана Гратиозо Бенинказа в 1474 году названо "мертвым".

6. Период запорожского казачества

Начиная с конца XV столетия Хортица становится одним из центров формирования запорожского казачества. Здесь, как и на других островах, за Днепровскими порогами, казаки строили свои укрепления - "засеки". В 1552-1558 гг. на острове "Малая Хортица" князем Дмитрием Вишневецким был построен замок, который некоторые ученые считают прототипом Запорожской Сечи. Отсюда Вишневецкий в 1556 г. ходил на турецкую крепость Ислам-Кермень.

Крымский хан Девлет-Гирей в январе 1557 года привел к Хортице почти всю крымскую орду и многочисленные ногайские орды, обложил хортицкий городок, осада которого продолжалась больше трех недель. Потерпев значительные потери, Девлет-Гирей вынужден был вернуться в Крым "с большим позором", как писал российскому царю Д.Вишневецкий.

В октябре 1558 года хан пришел к Хортице во второй раз с большими силами - кроме татарских орд с ним прибыли и турецкие войска, которые шли на лодках по Днепру. На помощь хану было послано подкрепление из Молдовы - вассала Турции. После ожесточенных боев Д.Вишневецкий оставляет Хортицкие укрепления и возвращается в Черкасы. Турки и татары вошли в городок и уничтожили все его укрепления дотла.

Свидетельства о разрушении турками и татарами городка Д.Вишневецкого оставил посол немецкого императора Е.Лясота, который посетил эти места в 1594 году.

М.Бельский, который был участником тех событий, придавал большое значение Хортицкой крепости: "Есть еще другой островок возле того любимого, который зовется "Хорчика". На нем Вишневецкий перед этим жил и татарам очень вредил, так что они не осмеливались из-за него в то время вторгаться.

На Хортице в 1577-1578 годах строил укрепления гетман Я.Шах, соратник легендарного И.Подковы, который отсюда выезжал в поход на турок и ордынцев. Единственное известное на сегодня свидетельство про существование во времена Шаха крепости на Хортице оставил представитель польского короля С.Батория шляхтич Самуил Зборовский, в 1579 году он записал: "Переночевал в крепости на Хортице... на следующий день поехал с запорожцами на о.Томаковка.


В исторической литературе существует версия пребывания на Хортице в первой четверти XVII столетия выдающегося украинского полководца, гетмана реестровского казачества и кошевого атамана Войска Запорожского Петра Конашевича-Сагайдачного.

В работах С. Мишецкого, Г. Спасского и других отмечается, что в в 1618-1620 гг. запорожские казаки построили крепость - корзину на Хортице. Возможно, что про эти события свидетельствуют и названия отдельных местностей в районе Хортицы: урочище Сагайдачного, кровать Сагайдака, Сечевые ворота. Однако, к сожалению, археологических материалов, которые подтверждали бы данные о пребывании на Хортице казацких предводителей Я.Шаха и П.Сагайдачного, пока еще не найдено.

В 1625 году развернулось восстание во главе с гетманом запорожского казачества Марком Жмайлом, который объединил запорожцев и реестровых казаков и выступил на борьбу против польско-шляхтицкой армии. Существует допущение, что некоторое время он находился с войском на о. Хортица. Однако польскому правительству удалось провести переговоры с реестровцами и подписать Куруковское соглашение. После этих событий в 1626 году в районе Хортицы был оставлен резерв в количестве 1 тысяча человек во главе с полковником И.Кулагой. По народным сказаниям с Хортицы выходили в походы против турок и татар отряды гетмана Войска Запорожского И Сулимы (1628-1629).

В 1630 году взрывается новое крестьянско-казацкое восстание против польско-шляхтицкого порабощения. Возглавил восстание гетман Войска Запорожского Т. Трясило. К нему присоединяется часть реестровцев с Хортицкого правительственного отряда во главе с полковником Дацком Белоцерковцем. По некоторым сведениям, уже весной 1632 г. реестровый полковник И. Кулана захватил Хортицу и вытеснил оттуда восставших казаков, спалил часть лодок и захватил в плен Т. Трясило. Для продолжения борьбы с запорожцами Кулага восстановил реестровый отряд около о. Хортица, оставив там 1500 казаков.

В районе Хортицы стоял с отрядом Черкасский (по другим сведениям Корсунский) полк реестровцев и отряд польских драгунов под предводительством полковника Гурского. В дневнике польского офицера Богуслава Машкевича, который побывал тут в конце 1647 года, отмечается: "На расстоянии нескольких миль от последнего порога, т.е. Свободного, есть остров посередине Днепра... Здесь всегда пребывает казацкий отряд для предупреждения татарских нападений, остров этот зовется Хортицей".

В конце января 1648 года запорожцы во главе с Богданом Хмельницким напали на правительственный отряд около о. Хортица. Большая часть реестровцев перешла на сторону запорожцев. 15 февраля 1648 года Машкевич написал в дневнике: "какой-то Хмельницкий, немного разгулявшись, прогнал из Запорожья Корсунский полк, который был на дежурстве, объявил это произволом, к нему присоединилось все живое..."


Скрытый текст (нажмите чтобы развернуть): Запорожская Сечь
На території Національного заповідника «Хортиця» починаючи з листопада 2004 р. триває будівництво історико-культурного комплексу «Запорозька Січ».
Ідея створення на Хортиці архітектурного ансамблю – узагальненого образу козацьких столиць XVI-XVIII ст. виникає ще у далеких шістдесятих і вперше офіційно озвучується одночасно з наданням острову статусу Державного заповідника (1965 р.)
Майбутня «Січ» іменувалася тоді «архітектурно-етнографічною частиною» меморіалу, присвяченого запорозькому козацтву, який планувалося звести в північній частині Хортиці… Однак минали п’ятирічки, змінювалася ідеологічна лінія, власне, змінювалася сама держава і атмосфера в ній – від остаточного кінця періоду хрущовської «відлиги» і активізації боротьби з «проявами буржуазного націоналізму», до початку Перебудови та національного відродження в Україні кінця вісімдесятих – початку дев’яностих. На зламі десятиліть наш край, а втім – і вся країна гучно відсвяткували 500-річчя Запорозького козацтва. На хвилі патріотичного піднесення в 1990 р. в Хортицькому заповіднику створюється новий структурний підрозділ – відділ «Запорозька Січ», який має займатись науковою розробкою питань, пов’язаних зі створенням історико-культурного комплексу. На жаль, біля десяти років його співробітники змушені були працювати «в стіл», поступово втрачаючи надію на практичну реалізацію свої напрацювань.
Один одному поступались місцем керівники Союзу і Радянської України, президенти і голови урядів України незалежної, однак до практичного втілення у життя ідеї спорудження «Січі» справа не доходила.
Судилося пройти ще майже сорок років, перед тим, як на майданчику, призначеному під будівництво комплексу, з’явилися перші робітники.
Початок будівництва комплексу «Січ» одразу ж породив жваву дискусію в суспільстві і в науковому співтоваристві. Небайдужі до цієї справи люди висловлювали, під час, протилежні думки щодо особливостей архітектури і функціонального наповнення «Січі», і, навіть, щодо самої доцільності будівництва. Все це не дивно, адже будівництво ведеться на тому місці, де, власне, Запорозької Січі ніколи не існувало. Однак, якщо поглянути на проблему з іншого боку, виявиться, що новостворювана «Січ» може стати вдалим матеріалізованим доповненням позитивного українського міфу про Хортицю, як колиску і центр запорозького козацтва.
Наукові суперечки щодо архітектури і планування нашої «Січі» теж цілком зрозумілі. Про зовнішній вигляд Запорозьких Січей наука, насправді, має досить невеликі за обсягом і розрізнені свідчення, більшість яких стосується останньої або Нової Січі, які кожен може інтерпретувати по-своєму.
Не дивлячись ні на що, сподіваємось, що велика справа створення історико-культурного комплексу «Запорозька Січ» буде успішно доведена до кінця. Наукові співробітники заповідника завжди з зацікавленістю і подякою сприймуть поради фахових спеціалістів, які могли б допомогти в процесі будівництва і подальшого функціонування комплексу.
Також ми закликаємо всіх небайдужих до історії та культури українського народу людей допомогти в нелегкій справі наповнення експозиційних об’єктів комплексу експонатами. Цим Ви зробите неоціненний внесок у розвиток культури нашого краю, відродження історичної пам’яті українського народу.
Інвестором-благодійником будівництва комплексу від травня 2005 р. виступає Відкрите акціонерне товариство Запорізький металургійний комбінат «Запоріжсталь».


Скрытый текст (нажмите чтобы развернуть): мост им.Преображенского
Мосты Преображенского

Работа по сооружению новых мостов через Днепр началась весной 1949г. после получения технической документации. Автором проектов обоих мостов был известный московский инженер Борис Николаевич Преображенский, работавший в институте "Трансмостопроект" Министерства путей сообщения СССР. Работой по возведению моста через Новый Днепр руководил начальник мостоотряда №6 полковник Николай Александрович Артеменко, а моста через Старый Днепр начальник мостоотряда № 7 Башицкий.

Первоначально Б.Н.Преображенский в целях экономии хотел использовать опоры мостов Стрелецкого. Но когда водолазы очистили дно от взорванных конструкций (около 12000 тонн), выяснилось, что немцы разрушили их, подорвав опоры на семиметровой глубине. От опор мостов Стрелецкого остались только береговые башни с бойницами. Новые мосты, в отличие от довоенных, предполагалось строить из железобетона. Это объясняется отсутствием достаточного количества высокопрочных сталей в те послевоенные годы, а также тем, что сталь, вставляемая из-за рубежа, в условиях "холодной" войны, была объявлена стратегической продукцией, не подлежащей экспорту.

При строительстве мостов многое в практике мостостроения приходилось делать впервые, например, послойное бетонирование. Впервые было применено блочное армирование бетона и блочные опалубки. Мировая практика в те годы еще не знала железобетонных мостов с такими пролетами. Б.Н. Преображенский относился к рабочим и инженерам на стройке, как к своим соавторам: принималось каждое предложение, имевшее рациональное зерно.

Для Н.А.Артеменко этот уголок Запорожья был давно знакомым. Здесь в 1931г. он участвовал в разборке Кичкасского моста, строил мосты Стрелецкого, временные мосты через Днепр и вот теперь - мосты Преображенского. Благодаря Артеменко в Германии на фирме "Блейхерт" в счет репарации были изготовлены два кабель-крана пролетом 800м. Привезенные в Запорожье, они были здесь собраны и с успехом использовались на строительстве мостов Преображенского, значительно облегчая и ускоряя строительные работы.

Через Новый Днепр был построен четырехарочный двухъярусный мост, нижний ярус которого был предназначен для пешеходов и автогрузового транспорта, а второй - для двухпутейной железнодорожной магистрали. Общая длина моста составила 560м, высота 54м.

Через Старый Днепр был построен также двухъярусный, но одноарочный мост, считавшийся для того времени уникальным из-за огромного пролета длиной 228м. Оба моста были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952г. Интересно отметить, что американские специалисты считали строительство таких мостов невозможным.

До сих пор на острове Хортица сохранился дом, называемый "домом полковника", в котором с 1947г. жил со своей семьей Н.А.Артеменко. Из окон дома он видел строящийся мост через Новый Днепр. Сюда захаживал в гости приезжавший на строительство Борис Николаевич Преображенский. К сожалению, нам не удалось разыскать хотя бы одну его фотографию, однако Артеменко описывал его так: "Выше среднего роста, худощавый, каштановые волнистые волосы, костюм всегда "с иголочки". Любил детей. Очень грамотный инженер: построил уникальные мосты, а это дано не каждому". Позднее в своих воспоминаниях Николай Александрович писал о том, что мосты через Днепр в районе Запорожья планировались как "памятник великой сталинской эпохе". К сожалению, стоит запущенным на Хортице дом полковника Артеменко, в котором можно было бы открыть музей запорожских мостов. Последние годы жизни автора мостов обросли легендами.... Обратимся еще раз к воспоминаниям Н.А.Артеменко: "В январе 1953г. умер Борис Николаевич Преображенский. Ему сказали, что И.В.Сталин вычеркнул его из списка награжденных. Борис Николаевич был сердечником и это его так потрясло, что он умер... Мосты построены и будут стоять в веках".



Ссылка на ролик: https://youtu.be/oTNHbOL5rk8

о.Хортица, Запорожская Сечь, мост им. Преображенского:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Музей истории Запорожского казачества:
В музее истории Запорожского казачества представлены следующие экспозиции:
- запорожское казачество в исторической и художественной литературе
- природа о. Хортица
- православие на украинских землях
- новые археологические находки Национального заповедника

Сам музей:
Изображение

3. Музей старинной автомобильной и военной техники

Изображение

Раритетные экземпляры коллекции автоклуба «Фаэтон» имени Леонида Хлевного запорожцы совсем недавно могли видеть всего лишь пару раз в году – на День Победы и на День города. Теперь же, вся эта вызывающая восторг горожан старинная автомототехника обрела постоянный «гараж» - уютный ангар. Сейчас автопарк «Фаэтона» насчитывает почти три десятка ретро-автомобилей. Абсолютное большинство из них умелыми руками членов клуба приведено в первозданный вид и находится «на ходу». Среди них: «Додж», «Виллис», «Урал ЗиС», «ЗиС-5», «ЗиС-6» («Катюша») времен второй мировой войны. Ко Дню Победы «фаэтоновцы» обещают полностью восстановить и грузовой автомобиль ГАЗ-АА – первенца советского грузового автомобилестроения, легендарную «полуторку» 1934 года выпуска.

Что можно увидеть:

«Катюша»

В СССР было выпущено всего 600 «Катюш» на базе автомобиля ЗиС-6, остальные легендарные орудия устанавливались на американские «Студебеккеры». По этому неудивительно, что практически все «катюши», собранные на базе ЗиСа, уничтожила война. «В Запорожье одна из двух в мире советских «катюш», сохранившаяся до наших дней. Первая стоит в Петербургском артиллерийском музее», — с гордостью говорит участник клуба «Фаэтон» и владелец раритета.

Изображение


«ЗиС-5»

«Трехтонка», как называли этот грузовик в народе, был основным грузовым транспортом Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Участники «Фаэтона» спасли ржавый автомобиль от распиливания на металлолом – взамен один из колхозов Херсонской области получил 10 новых колес для «КАМАЗа». «Уникальность этой машины в том, что в Украине она единственная – с оригинальными деталями и в полностью рабочем состоянии», - рассказывает Дмитрий Позняк. Брат-близнец фаэтоновской «трехтонки» стоит на постаменте памятника воинам – автомобилистам при въезде в наш город.

«УралЗиС-5В»

Грузовик военного образца, более простой, чем московский собрат и предшественник ЗиС-5. Но именно из-за простоты и благодаря более мощному двигателю ЗиС-5М, (76 л.с.) уральские машины оказались надежнее и удобнее в эксплуатации. Военные водители называли их по-свойски – «Захарами», как старых друзей. По словам Дмитрия Позняка, «УралЗис» из «Фаэтона» принял участие в съемках двух кинофильмов: «Звезда» и «На безымянной высоте». При этом к запорожцам автомобиль попал в очень плачевном состоянии - от него остались только рама с мостами и двигателем и некоторые элементы кабины.

Dodge WC-51

Джип союзников по антигитлеровской коалиции известный, как «Доджтри четверти». Фаэтоновский автомобиль 1942 года выпуска был найден в… норвежском Осло. Машина своим ходом добиралась 2500 км до Запорожья. Члены клуба «Фаэтон», говорят, что именно эта поездка стоила жизни одному из основателей клуба Леониду Хлевному - перегоняя машину в пятиградусный мороз он серьезно простудил почки…

Изображение

ГАЗ-67Б

Первый советский джип 1943 года выпуска. Широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач. В Красной армии эти машины назывались "козел", "козлик" и "Иван-Виллис".

ЗиМ-12

Изображение

4. Музей истории оружия.

Единственный в Украине и один из крупнейших музеев истории оружия в Европе. Хронологические рамки экспонатов охватывают время от среднего палеолита (150-40 тысяч лет до н.э.) до середины XX ст. Более 2000 единиц холодного и огнестрельного оружия отображают все этапы становения человеческой цивилизации.

Картинок очень много, поэтому даю ссылку http://www.museummilitary.com :)

5. Музей-заповедник "Усадьба Попова"

Изображение

Скрытый текст (нажмите чтобы развернуть): Нудная описаловка )))
История замка и самой Васильевки тесно связаны с родом Поповых. В конце 18 столетия на месте казацких зимовников и хуторов Василий Степанович Попов основал поселение. Через полвека его внук Василий Павлович Попов построил здесь замок, в котором ныне располагается музей (ценнейшими экспонатами которого являются картины Карла Брюллова). Интересен фамильный герб Поповых: 4 ключа – олицетворяют безопасность и покорность, мальтийский крест – символ победы христианства над язычеством, подкова – символ рыцарства /дворяне считали для себя унизительным сражаться пешим/, герб венчает рыцарский шлем с короной, над ним возвышается собака – символ верности. Итак, приготовьтесь узнать необычайно интересную историю этого старинного дворянского рода, о событиях давно минувших дней, судьбах людей, обитавших в Васильевке.

Василий Степанович Попов (1743-1821). Служил у князя Долгорукого-Крымского, который восхищался его блестящим умением вести канцелярских дела. После смерти Долгорукого-Крымского Попов руководил канцелярией Потемкина. Попов удивлял всех своей работоспособностью, князь, страдавший бессонницей, частенько призывал его к себе, заставляя записывать мысли, планы и немедленно приводить их в исполнение, все же не смотря на бессонные ночи, Василий был бодр и весел, и всегда приходил к князю первым, как только тот проснется. После смерти Потемкина вел канцелярию у императрицы Екатерины. При Павле І уходит в отставку и занимается благоустройством своих имений. Центральным имением был избран Тавель в Симферопольском уезде. Однако Попов не забывал и о Васильевском имении. В 1799-1803г. здесь построен господский дом /здание чудом уцелело - переулок Дружбы-2/. Современники упоминали Василия Попова как славного честного человека, в делах ловкого и опытного. Многим людям помог, например, Кутузову в получении ордена, который ему хотел вручить Потемкин, но не успел, скончавшись. Об этом упущении все забыли, а Попов лично ходатайствовал императрице, о награждении Кутузова, напоминая, что это воля Потемкина. Что касается семейной жизни, то по одной из версий Василий имел детей от актрисы Каролины, которых в последствии усыновил. Александр и Павел стали его законными наследниками. Отсюда появляются 2 ветви Поповых: Александру достались имения в Полтавщине, а Павлу Таврические.

Павел Васильевич Попов (1796-1839). Был доблестным воином, отличился в боях и сражениях за что получил немало наград. На Кавказе встретил свою единственную любовь - Елену Эристави (она была очень знатного рода - потомок всех грузинских царей начиная с Ашота I, ее прадедом был Ираклий II). Выйдя замуж за Павла, княжна переехала с ним в Васильевку. Это был брак по любви, они прожили вместе пусть не очень долгую, но счастливую жизнь. После трагической кончины Павла Елена больше не выходила замуж. Павел Васильевич умер от горячки. Рядом с местом его захоронения вдова соорудила церковь Петра и Павла.

Василий Павлович Попов (1833-1894) - строитель замка и железной дороги. Родился в Васильевке. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне. Был женат на фрейлине Варваре Михайловне Челищевой. Семейная жизнь не сложилась, хотя изначально брак был по любви и взаимному согласию. Узнав, что Варвара встречается с другим мужчиной, Василий заплатил теще денег, чтоб он забрала его жену обратно. Детей Юрия и Павла он оставил себе. Однако и сам Василий был не безгрешен, у него имелась связь с гувернанткой Киршау, от которой родилась дочь Мария.


Василий Павлович был очень деспотичен и властен. Так, например, он отказался от своего сына Павла, который, не спросив отеческого благословения, тайком женился на некой Паулине Моржицкой. Узнав об этом, Василий Павлович лишил его прав на наследство. Павел неоднократно пытался примириться с отцом, испросить прощения, однако тот его не желал видеть. В 1894г. Василий Павлович заболел чахоткой, и вызвал к себе чудотворца Иоанна Кронштадтского, чьи чудеса были известны по всей России и даже за ее пределами. Узнав о приезде Иоанна, Павел Ваильевич просит его поговорить с отцом о прощении. После долгих уговоров чудотворца Василий Павлович все же уступил. Иоанн прислал Павлу телеграмму: «Просил отца вашего. Он прощает и благословляет». Через 3 дня после этого Василий Павлович. Перед смертью генерал отдал долг своей незаконнорожденной дочери, удочерив ее.

Юрий Васильевич Попов(1868-1918) и его брат Павел.


Юрий Васильевич, не желая гнета отца, долгое время жил во Франции, потом в Одессе, где с благословения отца женился на Ольге Васильевне Скалон - предтавительнице знатного дворянского рода Франции. От этого брака родилась дочь Ольга.

К похоронам отца он не смог приехать, прибыл лишь Павел. Однако после похорон выяснилось, что генерал так и не оставил письменного свидетельства о даровании прощения сыну. Таким образом, единственным наследником генерала являлся Юрий. Будучи человеком добрым и мягкосердечным, он счел своим долгом часть наследства отдать брату. Павел испросил имения на Тарханкуте и Биюк-онлар, а так же половину капиталов покойного. На что Юрий ответил согласием.

Однако по истечению времени, знакомые Павла, желающие нагреть руки на этом деле, подначивают его отсудить у Юрия полную часть наследства. Так негодяи, пользуясь добросердечием Юрия и тотальным неумением и нежеланием конфликтовать, стали проводить политику запугивания, и всячески отравляли жизнь Попова-старшего. Не выдержав нервной нагрузки, Юрий соглашается на все условия Павла. Однако, он заплатив по этому грабительскому счету остался практически нищ, Ближайшие родственники и друзья Поповых придали делу широкую огласку, было проведено расследование и суд. Решением суда было постановлено считать соглашение Юрия и Павла недействительным.

Любопытный факт: Юрий Васильевич пригласил в Васильевку на должность управляющего некоего Василия Перовского. Перовские – внебрачные дети Алексея Алексеевича Розумовского, сожительствовавшего с крестьянкой Софьей Соболевской. Законный брак заключить они не могли в силу социальной разницы, потому их дети носили фамилию Перовских, от имения в с. Перово, где они и жили. Внук Софьи и Алексея Розумовского Василий получил хорошее образование, а его сестра Софья ушла из дома в 16 лет по политическим соображениям. Став известной революционеркой, она участвовала в организации убийства Александра ІІ. После казни Софьи все Перовские попадают в опалу. Так что предложение Юрия Попова было очень неожиданным и выгодным. Василий Перовский внедрял передовые технологии в сельское хозяйство, по его инициативе также продолжалось массовое лесонасаждение на Лысой горе. Была сооружена электростанция. Кроме того, в имении была оборудована метеостанция, являвшаяся частью метеослужбы российской империи.

Юрий Васильевич был человеком высококультурным и образованным, умел играть на многих музыкальных инструментах, при замке он организовал оркестр. Кроме того, это был страстный коллекционер, в замке находилось несколько комнат посвященных жизни и быту разных народов, т.е. своеобразный музей, в этих комнатах находились механические куклы, одетые в национальные наряды, так в турецкой комнате находился знатный турок и его служанка, в галерее механическая негритянка, в оружейной комнате механическая цыганка.

Юрий Васильевич 3 раза был женат. Сначала на Ольге Скалон, которая, родив ему дочь, скончалась. Следующая жена Татьяна подарила ему сына Илью и дочь Татьяну, они были очень нежной любящей парой, однако это длилось недолго, т.к. Татьяна заболела чахоткой. Третий раз он женился на Зинаиде Шейниковой, от этого брака родился сын Юрий.

После революции дети Юрия Ольга с мужем и Татьяна эмигрировали за границу. В 1923 г. в замке Поповых была организована детская колония. Во времена Великой Отечественной фашисты взорвали четвертую часть замка, что бы добыть кирпич для строительства оборонительных сооружений.

Замок Поповых.

Строительство этого архитектурного комплекса было начато в 1864 г., а закончено только в 1884 г. Постройки сочетают в себе элементы барокко, романского и готического стилей. Оригинален был дворец и внутри. В нем находились знаменитые зеркальная и механическая комнаты. Жилой дом усадьбы построен в 1790 г. – здания замка построены крепостными крестьянами, васильевскими мастерами, потомками запорожских казаков. Главное здание комплекса – дворец (в мавританском стиле), 2-х этажный с 5 башнями, построен из желтого кирпича. Территория усадьбы, расположившейся на высоком холме, обрамлялась изящным забором, напоминавшим крепостной вал. Составляющими частями архитектурного комплекса были три флигеля, смотровая башня и конюшня, фасад которой представлял собой фрагмент московского Кремля. Это единственный в Украине комплекс, где сохранились практически все элементы усадьбы времен освоения Дикого поля.

Музей "Усадьба Попова" расположен в помещении западного флигеля. Раньше в его стенах жила прислуга, а теперь действуют постоянные экспозиции. Открыты этнографический зал, зал, посвящённый событиям Второй мировой, выставка местных художников и зал, в котором представлены экспонаты, касающиеся замка Попова: фотографии, документы, макет-реконструкция усадьбы, элементы внутреннего декора замка, некоторые предметы из его комнат.


Успеем за 1 день? :D :Yahoo!: :Yahoo!: :Yahoo!:

Потому, что хотелось бы ещё сюда:

6. "Скіфський Стан" (Зорова Могила)

"Найбільша насолода, коли повертаєш землі її первинну сутність. Наші предки знали, де ховати своїх шанованих родичів. Їхні кургани ми й відновлюємо", - казав Костянтин Сушко 10 серпня 2006 року, на відкритті першої черги споруд меморіального комплексу "Скіфський Стан" (Зорова Могила).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Скіфи - група племен, які жили у 7-3 ст. до н. е. на території теперішньої України, Росії та Середньої Азії. У спадок вони лишили багато поховальних курганів. За Геродотом, гробниці скіфських царів розміщувалися у місцевості, названій Гери (земля що знаходилась на краю Скіфії). Основною формою поховальної споруди була катакомба. Випростані кістяки знайдені на підстилці з трави або з дерева. Чоловіків супроводжувала зброя (пара списів – праворуч біля голови, сагайдак зі стрілами — ліворуч біля пояса). При кістяках жінок знайдено сережки, браслети, намисто, прясла, дзеркала. Біля голови кожного померлого клали їжу (ногу коня, рідше — бика, вівці) та ніж. Заможних померлих ховали у катакомбі, рідше — у дерев'яній гробниці. На місці комплексу було три кургани, зараз їх одинадцять, останні вісім було відтворено працівниками заповідника. Хтось вважає це самодіяльністю, але працівники стверджують, що відтворювали кургани згідно з нотатками Якова Новицького. Дуже неприємним є сусідство меморіального комплексу з полями фільтрації, найпростішими очисними спорудами, в які стікають побутові стоки з всієї Хортиці. "У мене є документи убрати поля фільтрації, втім до сьогоднішнього дня цим ні хто не займався. Тут воно все викидається без очистки не кудись, а в священну хортицьку землю", - каже Костянтин Сушко. У Скіфського Стану є прихильники і супротивники, проте багато людей його просто не бачили… Бажаєте відвідати «Скіфський стан»? Найближча зупинка громадського транспорту - "ЦИМЕЖ" (маршрути 87, 56, 59, 36, 38).

Только как туда добраться? :D

Изображение

________________________________________________________________________

Заявки на участие отправляем в личку.
Как всегда в формате:

1. Ник, имя
2. Марка и номер авто
3. Кол-во людей и номера телефонов всех красивых девушек в авто :D
4. Небольшое фото 1024х768 в купальнике :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:18 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 18, 2006 10:10 am
Сообщения: 66842
Откуда: не от верблюда
Авто: Грязное с наружи, доброе внутри
каг за один день успеть все посмотреть, а не пометить это всё :shock:

_________________
Изображение
Єдина Країна
Единая Страна


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:19 pm 
Не в сети
Черная орхидея
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб окт 20, 2007 12:50 pm
Сообщения: 12508
Авто: .
формат однодневный?
если да, то не много ли посещений для одного дня :unknown:

:D днт опередил


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:21 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
Будем думать как :)
В музеи пойдём утром, т.к. основная часть работает до 18, а всё остальное оставим на вечер :)
Можно выехать в субботу, переночевать в палатках на Хортице и продолжить в вскрс. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:23 pm 
Не в сети
Черная орхидея
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб окт 20, 2007 12:50 pm
Сообщения: 12508
Авто: .
ш3х писал(а):
Можно выехать в субботу, переночевать в палатках на Хортице и продолжить в вскрс.

такс уже интереснее :8D_girl_crazy:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:51 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 2:41 pm
Сообщения: 11198
Авто: Овца :-)
Такую программу за день не осилить. Тем более, что в обратный путь крайне желательно выезжать не позже 19.00.
Следовательно, нужно ночевать. И даже при этом условии все перечисленное не посмотреть.
Если планируется более-менее массовость - то нужно думать о месте ночевки, т.к. не у всех есть желание спать в палатке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 4:53 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 21, 2008 10:16 am
Сообщения: 7420
Откуда: Ukraine, Kharkiv
Авто: Kia Cerato 1.6 LX-MT ('06)
Цитата:
Можно выехать в субботу, переночевать в палатках на Хортице и продолжить в вскрс.

+1 :) Интересный вариант!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:05 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
Как бы про палатку была шутка :D Тем более, что врядли нам разрешат разбивать лагерь и делать шашлыки на небольшой территории национального заповедника :D

Мне всё же кажется, что за световой день всё осилить можно. Выехать можно и позже, трасса ведь хорошая и широкая.

Я рассуждаю так: надо приехать в первый музей (автомобильный) не позже 9, а лучше в 8:30. Договариться можно, уже созванивался. Там максимум 2 часа. Итого 11.
Затем в музей оружия. 30мин - 1 час на сборы и дорогу и час-полтора там. Итого уже 13:00.
Далее на Хортицу (остров, историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь", музей Запорожского козачества). Не думаю, что просмотр всего этого займёт много времени. Максимум до 16.
Далее на Усадьбу Попова. Думаю, что до 17:00 доберёмся. Там максимум полтора часа. Итого 18:30.
Назад уже дорогу искать не надо, поэтому проще.
Если Скифский Стан будет по пути, то заезжаем на него. Там максимум минут 30-40. Итого приблизительно 19:30.
Далее на вечерний ДнепроГЭС и мост Преображенского. Вечером они и смотрятся величественнее, думаю, что подсвечиваются и получится сделать классные фотки. Тем более, что и мост и ДнепроГЭС мы будем видеть и с острова и во время передвижения по городу.
Около 21 выезд в Харьков.
Где-то так :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:20 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 2:41 pm
Сообщения: 11198
Авто: Овца :-)
ш3х писал(а):
Тем более, что врядли нам разрешат разбивать лагерь и делать шашлыки на небольшой территории национального заповедника :D


Докладываю. Остров хортица очень большой. Местами частная застройка, в т.ч. через него проходят крупные авто и жд магистрали. Так что с палаткой найти можно где. И шашлыки народ на выходных делал.

ш3х писал(а):
Мне всё же кажется, что за световой день всё осилить можно. Выехать можно и позже, трасса ведь хорошая и широкая.


новомосковск - запорожье не очень широкая и не очень хорошая. Если большей частью ехать по правилам, дорога займет не менее 4 часов одиночной машиной. Группой - дольше.

ш3х писал(а):
Где-то так :)


Совсем не таг :D Не учитываешь время на групповые переезды, на пообедать и т.д.
Та же прогулка по днепрогесу займет часа полтора минимум. Там пешком идти и идти. А потом еще все равно возвращаться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:24 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
avg1
Значит придётся корректировать планы и выбрасывать наименее интересные пункты. Такие как Скифский Стан и мост этого Пржевальского :D
Какой толк смотреть на камни в поле? Да и на мост можно посмотреть издалека :D :D
А кушать предлагаю в машине и во время просмотров :D

Короче, суровая нас ждёт поездочка :twisted: :twisted: :D
Кто не чувствует в себе силушки молодецкой, может оставаться в Харькове флудить на форуме :D :Yahoo!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:31 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср мар 25, 2009 3:13 am
Сообщения: 22745
Откуда: Салтовка, Ак.Павлова
Авто: Citro-FAN
эх, если бы все тоже, но в июне :(

никак не вытяну поездку в мае

_________________
Некликабельная ссылка. Включите JavaScript, чтобы исправить.: http://www.autoclub.kharkov.ua/away?http://autoclub.kharkov.ua/forum/viewtopic.php?f=71&t=35434&sid=508f4e0c8244615b58302fd94b030509 Citroen CX Prestige 25 Turbo - 85`// Citroen CX - 84`//Некликабельная ссылка. Включите JavaScript, чтобы исправить.: http://www.autoclub.kharkov.ua/away?http://www.autoclub.kharkov.ua/forum/viewtopic.php?f=71&t=41040 Renault Scenic RX4 01` // Некликабельная ссылка. Включите JavaScript, чтобы исправить.: http://www.autoclub.kharkov.ua/away?http://www.autoclub.kharkov.ua/forum/viewtopic.php?f=71&t=44096 Citroen BX 19D break // Peugeot 309 - 90` //


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:36 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 2:41 pm
Сообщения: 11198
Авто: Овца :-)
ш3х писал(а):
Кто не чувствует в себе силушки молодецкой, может оставаться в Харькове флудить на форуме :D :Yahoo!:


Я те могу сказать, что врядли кто-то соберется. Или тебе прийдется решать все вопросы с размещением, питанием, временем и т.д. самому. Патаму шта дискуссий будет море, толку ноль.
З.Ы. Мой выбор - самостоятельные путешествия :D Кста, поездка в Запорожье - по итогу понравилась. Хоть и была менее насыщенной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:38 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 18, 2006 10:10 am
Сообщения: 66842
Откуда: не от верблюда
Авто: Грязное с наружи, доброе внутри
avg1 писал(а):
Мой выбор - самостоятельные путешествия

+1
коллективнаятолько пьянка хороша, а ехать кудато толпой шоп позырить - толку нед, пообщацо - можно далеко и не ездить, а если и ехать то не одним днем, чтобы все бегом и жрать в машине %)

_________________
Изображение
Єдина Країна
Единая Страна


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:42 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 21, 2008 10:16 am
Сообщения: 7420
Откуда: Ukraine, Kharkiv
Авто: Kia Cerato 1.6 LX-MT ('06)
хм... вроде ж после поездки в полтаву не было отзывов вроде "нафига я туда поехал с этой толпой"...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:45 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 18, 2006 10:10 am
Сообщения: 66842
Откуда: не от верблюда
Авто: Грязное с наружи, доброе внутри
strelok писал(а):
вроде ж после поездки в полтаву

сие каг бы немного разные весчи
1. Полтава в два раза ближе
2. Просмотр весь был на одной площадке
3. Туда не так просто попасть самому
4. Мне и первая поездка не очень понравилась изза большого кол-ва людей, что надо ждать пока ктото посиди в кресле дабы и самому присесть, и когда садишся над тобой еще люди стоят, хотя тогда в раза 2-3 было меньше

_________________
Изображение
Єдина Країна
Единая Страна


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:50 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
avg1 писал(а):
Я те могу сказать, что врядли кто-то соберется.

Дружище, а ты думаешь, что мне нужна армия болельщиков? 2-3 моделей-форумчанок с 5 размером мне хватит за глаза :D :D :Yahoo!:
Не соберутся и ради бога. В Софиевку в том году тоже поехали 2 машинами с ночёвкой и было здорово :wink:

А где был ты? Давай полезные советы :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:55 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб фев 23, 2008 2:44 pm
Сообщения: 5148
Авто: танк
avg1 писал(а):
новомосковск - запорожье не очень широкая и не очень хорошая.

А не надо там ехать. Надо ехать по Никопольской трассе через Днепр и по правому берегу :)

По сабжу - группой интересно в том плане, что есть организация, но зато сильно ограничен уже в том плане что кому-то там захотелось побыть подольше, а кому то там, кому-то есть захотелось, кому-то ещё чего-то, а группа требует ехать :D

Думаю клубом нужно ехать туда, куда самостоятельно редко кто выберется, как в Полтаву мы ездили. И желательно, чтобы было одно место основное, а не куча по всему городу :)

Пожалуй почитаю план экскурсии и съезжу как-нибудь сам в тесной компании :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 5:55 pm 
Не в сети
Долгожитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 2:41 pm
Сообщения: 11198
Авто: Овца :-)
ш3х писал(а):
А где был ты? Давай полезные советы :)


Именно в запорожье. На выходные. Недели 3-4 назад. Тема в дорожных заметках.
Советов особенно никаких.
Ночевали - сняли квартиру. Нашли дешевый вариант по инету.
Ходили по днепрогес пешком.
Были на хортице, в
Цитата:
Историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь".
4. Музей Запорожского козачества


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 6:07 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
avg1 писал(а):
Именно в запорожье. На выходные. Недели 3-4 назад. Тема в дорожных заметках.

Угу, прочитал.
Время ещё есть, будем думать. Если народа будет не много, то можно и с ночёвкой. Остановиться, в каком-нибудь придорожном отельчике, как в Умани. А если много... то надо думать. Но не думаю, что все согласившиеся ехать, согласятся на ночёвку. Поэтому часть, возможно, отправится в обратный путь, а часть будем селить на Хортице к волосатым и потным казакам :D :D :Yahoo!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 1:02 pm 
Не в сети
Абориген форума!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 21, 2008 7:18 pm
Сообщения: 2301
Откуда: Харьков
Авто: Peugeot 308, Subaru Outback
Отличная идея! :good:
Отличный маршрут! :Bravo:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 1:40 pm 
Не в сети
Многокашиел
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 19, 2006 11:24 am
Сообщения: 41492
Авто: <не указано>
Приглашаются все желающие. Особенно те, кто знает, как за световой день осилить весь маршрут :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 1:59 pm 
Не в сети
Долгожитель

Зарегистрирован: Вс апр 23, 2006 12:25 pm
Сообщения: 11071
Откуда: уже не Пятигадки :(
Авто: Сенс и Бешеная табуретка (Ford KA)
ш3х писал(а):
часть будем селить на Хортице к волосатым и потным казакам :D :D :Yahoo!:


Kate писал(а):
Отличная идея! :good:
Отличный маршрут! :Bravo:


ш3х
Однако народу нравится такой формат мероприятия :ROFL:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 2:13 pm 
Не в сети
Инструктор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 06, 2008 4:51 pm
Сообщения: 582
Откуда: Харьков, хол.гора, салтовка
Авто: Opel Kadett
Интересно...
Давайте както договариваться


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 2:30 pm 
Не в сети
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 3:22 pm
Сообщения: 1730
Авто: Ravon R2
Заинтересовало, будем подумать

_________________
Квинтэссенция идеи пешехода - курица(не мое)
Ремонт и реставрация акустических систем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 17.05.09 предлагается поездка в г. Запорожье (+)
СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2009 4:13 pm 
Не в сети
--мастер--
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт янв 05, 2006 12:16 am
Сообщения: 7917
Откуда: Харьков
Авто: лань
ш3х
зачОт!!)))

ты бы ещё про самый чистый воздух в Украине рассказал бы))

--------------------------------------------------------------
я готов рвануть,тем более,что у меня там родственники)))))

_________________
кто здесь???


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
 
О клубе | Форум | Общение | Полезное | Шинный калькулятор | Разместить кнопку на нас
©2005-2015 www.autoclub.kharkov.ua
Перепечатка материалов с сайта без письменного согласования с администрацией запрещена.
дизайн OLYMP Solutions